Detaillook > Как выбрать > Как выбрать монитор для компьютера

Как выбрать монитор для компьютера


Для каждого владельца персонального компьютера наступает день, когда встает вопрос: как выбрать монитор для компьютера?
Причиной может служить выбор и покупка первого монитора, желание заменить нынешний на более современный, соответствующий новым стандартам или потребностям.

С каждым годом технологический прогресс, устремляется дальше, предоставляя больше возможностей.
Человеку, который не следит за подобной тематикой достаточно сложно разобратьсяи выбрать продукт, соответствующий требованиям и ожиданиям.

В этой статье мы постараемся найти ответы на вопросы, которые появляются при выборе монитора. Разберемся с главными и второстепенными характеристиками, параметрами, их влиянием на качество конечного продукта.

Типы мониторов

Начнем с рассмотрения основных типов мониторов, чтобы узнать какие технологии производства актуальны и используются сегодня.

ЭЛТ


Самая первая из всех рассматриваем технологий. Построена на использовании электрон лучевых трубок сокращенно ЭЛТ или CRT Cathode Ray Tubе.
Технология первоначально была разработана немецким ученым для осциллографа.
В дальнейшем использовалась в телевизорах, мониторах основанных на кинескопе примерно до 1990х годов.
Более подробно рассматривать в этой статье небудем, так как подобные мониторы более не продаются.

LCD (ЖК)

LCD или ЖК - Жидкокристаллический дисплей. Свое наименование жидкокристаллический тип получил от химических веществ находящихсяв жидком состоянии, обладающих некоторыми свойствами кристаллических тел,способных к принятию форм.
Являются основой для любого LCD (ЖК) дисплея, монитора.

Первые модели были монохромными (черно-белыми), впервые применялись в измерительных приборах, часах. Прогресс начался сприходом первых ноутбуков. Сперва были черно-белые пассивные матрицы, современем появились одноцветные. Вслед за ними с поддержкой нескольких цветов имногоцветные, но все еще пассивного типа.
Недостаток пассивного типа заключается в неспособности отображения движущихся объектов. При любом движении изображение превращается в одно сплошное пятно «кляксу», что делает сферу применения весьма ограниченной и не позволяет использовать для полноценного создания дисплеев.

Дальнейшие развитие технологии привело к появлению активного типа - TFT (Thin Film Transistor или тонкоплёночный транзистор) вкотором каждым пикселем управляет отдельный транзистор, что позволяет достаточно быстро реагировать на смену изображения. Следовательно, избежать предыдущей проблемы.

Активный тип является самым распространенным ииспользуемым для производства матриц на сегодняшний день.


LED


LED (light-emitting diode или излучающий свет диод). LED мониторы полностью состоят из отдельных светодиодов. Каждый изкоторых является отдельным пикселем, отображающим один или несколько цветов.
Светодиоды – самостоятельные источники излучения света, что позволяет получить максимально яркое и контрастное изображение.
Самый основной недостаток заключается в их большом размере из-за чего на данный момент становится не возможным создать матрицу на их основе, которая могла бы приблизиться или сравняться с ЖК по размеру одного пикселя.

Основное применение LED мониторы нашли в наружной рекламе в виде огромных экранов.
Для которых размер светодиодов не так важен, так как они достаточно далеко устанавливаются, из-за чего изображение выглядит хорошо видимым, а шрифтчитаемым. Такой подход помогает добиться не только низкого энергопотребления,но и лучшей ремонтопригодности, так как большие щиты, экраны собираются изболее маленьких панелей, как конструктор.


Словосочетание LED монитор или телевизор, означает,что светодиоды используются в качестве подсветки ЖК матрицы, взамен стандартных ламп.

OLED

OLED сокращение от organic light-emitting diode или органический диод излучающий свет – полупроводниковое устройство, полностью созданное из органических соединений. Проще говоря «органический светодиод».

Является дальнейшим развитием светодиодной подсветки.
Простыми словами, основным отличием служит использование крошечных органических устройств - светодиодов, отличии располагаются позади матрицы.

Попробую объяснить наглядно. Для показа изображенияне всегда требуется использовать все «лампочки» для подсветки, иногда их нужно выключить. Например для большей реалистичности черного цвета. Так вот, если отключить часть на простой или led подсветке, то все равно часть света просочится через подложку и попадет на зоны, где требуется ее выключить.

Происходит это из-за того, что в led подсветке светодиод «лампочка» подсвечивает не один пиксель, а группу «участок».
В oled светодиоды «лампочки» уменьшены до микроскопических размеров инаходятся внутри каждого пикселя, что позволяет точечно их отключать, а следовательно лишний свет не попадет на ненужные участки, максимальный контрастстанет больше, яркость будет однородной.

Итог

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, чтоЭЛТ (CRT) технология давно устарела и более не актуальна, а единственная используемая технология производства на сегодняшний день для мониторов идисплеев - TFT LCD (активный тип ЖК), с разными видами подсветки.

Рассмотрев и изучив различия так же можно сделать вывод, что предпочтительней что бы вместо «простых лампочек» использовалась светодиоды, то есть LED подсветка, а еще лучше OLED.

Разновидности LED подсветки

На сегодняшний день существует несколько, наиболееосновных разновидностей подсветки

  • WLED, White LED – для подсветки используются светодиоды белого, холодногоцвета, свечения.
  • GB LED сокращение от Green Blue – Используется комбинация из синего и зеленого.
  • RGB LED сокращение от Red Green Blue – Используется комбинация из светодиодов трех цветов красного, зеленого, синего, что позволяет добиться лучшей цветопередачи, контраста, яркости, изменять параметры только в определенных местах экрана. Существенный минус - самая высокая цена производства.
  • Edge WLED – Позволяет уменьшить толщину монитора до считанных сантиметров. Минусы не самый хороший охват цветового спектра, то есть не может предоставить большое количество полу оттенков, оттенков в сравнении с другими.


Типы матриц мониторов


Как было выяснено в основе всех современных дисплеев для мониторов, ноутбуков, мобильных устройств используется ЖК матрица активного типа, то есть LCD TFT. Обладающая различными варианты подсветки вследствие чего выпускаются мониторы со следующими обозначениями: LCD – (подсветка осуществляется лампами), LED (светодиодами), OLED (органическими светодиодами).LCD (ЖК) обозначает, как тип матрицы, так и стандартный, первый способ подсветки.
Далее рассмотрим типы распространенных активных матриц.



TN (Twisted Nematic)

Первым делом рассмотрим TN, так как это самая первая и старая технология. Главным плюсом является небольшая стоимость в силу своих лет, более быстрое время отклика, что и оставляет ее актуальной.
Современные TN матрицы выпускаются по более новой технологии называемой TN+Film.
Отличие которой заключается в использовании дополнительного слоя, который позволяет увеличить углы обзора. Производители зачастую не приписывают Film, а обозначают, как просто TN.

К основным недостаткам обеих технологий относят.
Самую худшую цветопередачу в отличии от остальных.
Самые малые углы обзора даже в сочетании с дополнительным слоем Film.(Изображение сильно зависит от угла под которым смотреть. Искажается картинка ицвета.)
Достаточно большую вероятность возникновения бракованных «битых» пикселей(постоянно светящихся точек обчно белого, либо иного цвета.)

IPS (In Plane Switching) - Hitachi и NEC

Методика разработанная  Hitachi и  NEC в1996 году. Основной задачей являлось найти решение недостаткам TN. Помимо решения главной задачи, компаниям удалось значительно улучшить некоторые характеристики, а именно увеличить углы обзора, цветопередачу с 6 бит до 8 наканал, добиться более насыщенного черного цвета, контраста. Но не обошлось ибез минуса, а именно возросшего времени отклика. Насколько оно важно узнаем позже. Порой лучше пожертвовать им, чем качеством изображения.

S-IPS - NEC и LG Display

Улучшенный вариант IPS.  Уменьшено сокращен отклик, улучшена контрастность, яркость. Разработана в 1998 году.

AS-IPS (Advanced Super-IPS)

Улучшение S-IPS. Увеличена максимально доступный контраст. 2002 год.

H-IPS - LG Display

Обладает более равномерной подсветкой, большей контрастностью в отличии от S-IPS, 2007 год.

U(Ultra) H-IPS - LG Display

Улучшение предыдущей модели, модификации.

e-IPS (Enhanced IPS) 2009 -LG Display

Продолжение развития H-IPS. Улучшены углы обзора,уменьшен отклик до 5мс, снижено энергопотребление.

S-IPS II (LG Display)

Обладает всеми свойствами e-IPS. Уменьшен эффектзасветки. Считается отдельным направлением от H-IPS.

TFT P-IPS (Professional) 2010 (NEC)

Относится к H-IPS. Предназначена дляпрофессионалов, обеспечивает наилучшую глубину в 30 бит, предоставляя более миллиарда цветов и увеличенный охват.

AH-IPS (Advanced High Performance IPS) 2011 (LG Display)

Улучшена цветопередача, яркость, контраст плотность пикселей на дюйм (PPI), улучшена энергоэффективность.

PLS - (Plane To Line Switching) - Samsung

Разработка компании Samsung. 2010 год.
PLS позволяет более плотно размещать пиксели, обладает более хорошей пропускаемостью света, яркостью и менее затратным производством.

Минус заключается в небольшой контрастности,ограниченности цветового охвата (не более sRGB). По сравнению с IPS матрицами,но это не значит, что технология плоха.

e - PLS (Samsung)

В отличии от PLS, используется реже своего предшественника.

*VA - Vertical Alignment,  ASV

Разработка Fujitsu. Обладает свойствами, как TN иIPS. 1996 год.
Преимущество - более хороший черный цвет, время отклика схоже с TN Недостатки унаследованы от TN+Film.

Современный модели улучшены относительно первых вариантов, но все еще уступаютсвоим аналогам.

Итог

Перечислять IPS матрицы с их различиями можно продолжать бесконечно, самое главное, что нужно знать – TN устаревает, конструктивных изменений не наблюдается, особого смысла ее рассматривать нет, а IPS с каждым годом, модификацией становится все лучше.

Входной уровень стоимости TN и IPS практическисравнялся.
Как было выяснено, IPS более современный и предпочтительный вид матрицы на сегодняшний день. Имея довольно обширное количество модификаций, созданных разными производителями, сохраняет основные достоинства перед TN, либо VA.

Лучший способ узнать насколько нова модификация, посмотреть на год начала производства, выпуска монитора, чем он новее, тем скорее всего более новая технология используется.

Если был выбран IPS тип матрицы, то в характеристиках должно присутствовать обозначение TFT IPS или просто IPS.

Диагональ | соотношение сторон | разрешение


Диагональ, соотношение сторон, разрешение – три взаимосвязанных параметра, которые влияют друг на друга.

Диагональ монитора

Минимальной диагональю для монитора персонального компьютера обычно являются 17” дюймов, для ноутбуков от 10 до 13.
Максимальная составляет до 46” для пк (в некоторых случаях и более), а для ноутбуков от 17 до 20.

Соотношение сторон экрана

От выбора соотношения сторон «формата» будет завесить максимально доступная диагональ. Разберемся с распространенными форматами. Они определяют каким будет монитор широкоформатным (прямоугольным) или не широкоформатным, стандартным, то есть квадратным.

Широкоформатными считаются мониторы обладающие соотношением сторон 16:9 (является самым распространенным начиная с 2009 года),16:10 или новым 21:9. К простым, не широкоформатным, квадратным относятся соотношения 4:3 и 5:4.

Если был выбран квадратный формат, то доступная диагональ начинается от 17, а заканчивается 21 дюймом.
Если прямоугольный, то от 18,5 до 42,5. (Если учитывать модели, которые находятся в продаже на сегодняшний день. 2016 год).

Каждый формат имеет свои положительные стороны инедостатки, которые проявляются в зависимости от специфики использования.

Широкоформатные мониторы 16:9, 16:10 самые распространенные, так как они хорошо подходят для просмотра фильмов, видео игр,работы с несколькими документами одновременно, вмещая большее количество информации, нежели их квадратные собратья. Все современные фильмы и видеоигры,сделаны под широкий формат.

Квадратные 4:3, 5:4 менее популярны на сегодняшний день, так как уже было выяснено, что большинство фильмов, игр сделаны под более новый стандарт. Из-за этого их популярность уменьшается «падает» с каждым годом все больше, во многих моделях до сих пор используется не самая лучшая, устаревшая TN матрица.

Различия в стоимости между самым недорогим квадратным и широкоформатным порой может оказаться минимальным, незначительным.

Разрешение экрана


Разрешение экрана обладает одной из ключевых ролей, после выбора двух предыдущих параметров.

Если выбрать монитор большого размера, но с низким разрешением, то изображение будет сильно увеличенным. Проще говоря ярлыки нарабочем столе и программы будут очень большого размера, из-за чего да же насамых больших и широких диагоналях не получится разместить два и более текстовых документа или браузера рядом, так как плотность пикселей на дюйм (ppi) будет слишком низкой. Помимо этого при столь большом увеличении объектов ухудшается четкость, порой настолько, что текст становится невозможно прочитать.

Далее наглядно, с примерами разберем случаи. В качестве примера возьмем главную страницу нашего сайта, которая изначально сделана под ширину в 900px (пикселей), посмотрим сколько раз ее удастся уместить на мониторе диагональю 27 дюймов с разрешением 2560X1440px.

 

Как можно видеть по картинке почти 3 раза. (Для большей наглядности был обрезан интерфейс операционной системы, но только снизу, так что это не повлияет на результаты измерений.)


А теперь имитируем ситуацию, когда размер дисплея тот же, а разрешение намного ниже. Выставим столь популярное 1920X1080 (FULL HD) и посмотрим на результат.

Помимо того, что произошли потери по ширине ивысоте, так еще и ухудшили четкость. На картинках выше потеря четкости незаметна, так как делался скриншот, то есть снимок программными средствами. Если сделать фото с расстояния примерно в 60-70см (фото ниже), то ситуация станет более понятной. Из-за мерцания монитора на фото появились несильные разводы и произошла небольшая потеря резкости, но и без этого становится ясным общая закономерность. Для подробного изучения нажмите на картинку.


  • 1 вариант нормальная плотность.
  • 2 вариант недостаточная.



Существует один достаточно простой способ, который сможет попробовать практически каждый и убедиться со сказанным в данной статье. Для этого нужно зайти в настройки разрешения и понизить его в два или более раза от максимально доступного. Благодаря этому станет возможным увидеть, что происходит, когда разрешение монитора мало для выбранной диагонали.

Как правило, производители обычно находят грань при которой текст остается достаточно читабельным, а изображение хорошо видимым, но это не означает, что такой вариант подойдет именно вам. Возможно вам захочется иметь чуть большую плотность пикселей по ряду причин.

Разберемся какое примерно минимальное разрешение требуется для разных диагоналей.
По состоянию на 2016 год самыми популярные разрешения 1920X1080 (FullHD) и 1366X768 (HD). Статистика учитывает как компьютеры, планшеты, смартфоны, так иподобные им устройства. Помимо этого следует учитывать, что нестандартные,такие как 1920X1200 с большой вероятностью не займут никакого места, а попадут в раздел остальные, так как не являются стандартными. Из чего можно сделать предположение, что высокое разрешение все больше набирает популярность, чем низкое.

  • Для мониторов от 20 до 24 дюймов или от 55 до 60 см вполне хватит FullHD, то есть 1920X1080.
  • От 25 до 30 или от 64 до 77 см WQXGA (WQHD) (QHD) - 2560 x 1440.
  • От 30 до 34 или от 77 до 87 см WQXGA (WQHD) (QHD),а лучше 4K (UHD) - 3840 x 2160
    Более 34 - 4K (UHD).


Все приведенные выше параметры, размеры, соотношения диагонали и разрешения – являются примерными!

FullHD постепенно, устаревает на смену ему приходит 4K (UHD). Если монитор приобретается для игр в 4K, то в таком случае может нехватить вычислительных мощностей одной видеокарты.

Итог

Диагональ, соотношение сторон. Два взаимно связанных параметра. Выбор которых бесполезен без учета разрешения. Можно купить самый большой монитор, но если разрешение окажется низким, то весь смысл теряется. Для чего будет нужен большой размер, если он не сможет предоставить больший объем информации, чем его более меньший аналог. Да еще и с более плохими показателями четкости, резкости. Добавляя тем самым дополнительную нагрузку для глаз пользователя.

Максимальная частота обновления экрана Гц (Hz) и частота кадров в секунду FPS


Многие не понаслышке знают, что все фильмы, игры, и вообще любое не статичное изображение обладает определенной частотой кадров. Но знаете ли вы, чем отличается частота кадров в секунду (FPS) от частоты обновления экрана (Hz -Гц)?]

FPS (Frames per Second или количество кадров всекунду) – отображает количество кадров используемых в одной секунде видеоматериала.Применимо как к кинематографии, так и к видео играм.

В кино количество кадров фиксированно и не меняетсяна протяжении всего фильма за редким исключением.

В играх все наоборот, фиксированная частота кадров невозможна из-за технических особенностей, существуют лишь приделы. Более подробно можно ознакомиться в нашей статье Сколько кадров в секунду видит человеческий глаз в кино и играх, в разделе В чем отличие между fps в играх и кадрами в кино. (после нажатия статья откроется в новой вкладке).

Теперь пришло время разобраться с Герцами.
Количество герц (Гц) отображает число кадров, которое физически может показать экран за определенный промежуток времени – секунду. Главное отличие FPS от Гц заключается в том, что количество FPS, которое человек способен увидеть зависитв первую очередь от индивидуальных особенностей (биологически), от количества Герц (физически). Из этого следует, что количество кадров в фильме, игре может быть от 24 до 200 и более, но если количество герц, которое поддерживает монитор, дисплей, телевизор будет равно 60, то больше 60 FPS увидеть будет невозможно. Да, счетчик будет показывать 200 FPS, а монитор поддерживает всего 60гц, следовательно, разница между 60 и 200 FPS будет незаметна. Поэтому для того, что бы видеть больше 60 кадров, потребуется монитор с поддержкой 144Гц, так как стандартные имеют значение не более 60. Столь большая кадровая частота например используется для подавления эффекта мерцания и не только.

Время отклика

Параметр применяется к мониторам сделанным по ЖК процессу. В котором управление пикселями осуществляется сигналом. После подачи сигнала, пикселю требуется время, впоследствии он начинает  светиться или наоборот темнеть. Считается, чем короче время отклика, тем более качественно монитор способен воспроизводить подвижное изображение.

Современные мониторы имеют время отклика от 1 до 8 миллисекунд (мс).
Насколько важен этот параметр и так ли велика разница между 1 и 2 или 5 и 8 мс?
В 1 секунде содержится 1000 миллисекунд или наоборот в 1мс равна 0.001 секунды.

Способен ли человек заметить столь быстрые изменения?
Ведь заявленная производителем «скорость», как правило, указывает суммарное время требуемое для перехода пикселя от черного к белому и наоборот. Вследствие чего не учитываются биологические факторы, такие как:

  • Скорость обработки света сетчаткой глаза.
  • Скорость нервного импульса.
  • Скорость анализа мозгом полученных нервных импульсов.


Да, наш глаз с помощью мозга способен достаточно быстро обрабатывать информацию, но какова эта скорость, достаточно ли ее?

Инерционность сетчатки глаза сохраняет увиденный кадр примерно в течении 10мс. То есть к моменту появления следующего кадра в памяти остаются очертания, отпечаток предыдущего кадра. Таким образом происходит каждая последующая смена кадров. Следовательно, разница между временем отклика в 1 или 2 мс особо ничего не меняет, а вот задержка в 8мс очень близка к 10мс, поэтому лучше что бы она не превышала 5мс. Это позволит добиться немного большего комфорта и улучшить динамический эффект (эффект движения), сделать его более резким, четким, плавным.

Вернемся немного назад, а именно к переходу пикселей от черного к белому. Как было сказано из их суммарного времени высчитывается время отклика. Но изображение не всегда бывает только черно-белым, обычно по большей части оно цветное. Так вот нет никаких гарантий, что при переходе от черного к серому или иному цвету затраченное время останется прежним.
Производители не врут, они всего лишь действуют в рамках принятых стандартов.

Итог

Из всего сказанного можно сделать вывод, что время отклика более 10мс будет даже очень заметным, равное 8 возможно, а 5 и менее практически невозможным. Единственное, чем полезны более маленькие значения –это улучшенным и более комфортным восприятием.

Яркость кд/м2

Яркость измеряется канделах на квадратный метр (кд/м2).
Кандела - единица обозначающая силу света исходящую от источника.
Большинство моделей обладают значением в пределах 250-300 кд/м2.
Высокая яркость важна в очень освещенных помещениях, так как если яркость будет недостаточной, то изображение будет плохо видно из-за воздействия источников внешнего света.

Контрастность

Контрастность - отношение максимальной яркости белого к минимальной яркости черного. Отражает способность к передаче оттенков, полутонов у жк технологии. Значение 500:1 – 600:1 считается хорошим, 800:1, 1000 и более очень хорошим.

Заявленная и реальная контрастность будет отличаться, так как реальная напрямую зависит от условий освещенности помещения, улицы.

Матовый Глянцевый Антибликовый

Матовое или анти бликовое покрытие рассеивает свет, который падает на экран.
Глянцевое покрытие, как зеркало отражает лучи света, тем самым изображение выглядит более контрастным, ярким, чем при матовом. Но у него есть один существенный минус. Если источник света будет находиться за спиной пользователя, например окно в которое будут попадать солнечные лучи, то все они будут отражаться вам в глаза, что сделает работу за таким монитором некомфортной или невозможной.


11 241
Какая мышь лучше - оптическая или лазерная, проводная или беспроводная
Как выбрать USB-хаб. USB-разветвитель и USB-концентратор: основные различия этих типов